Оголовок дымовой трубы: декоративная деталь или функциональный элемент?
За время своего существования оголовок дымохода получил множество названий. Колпак на дымоход, флюгарка, дымник, зонтик – все эти слова считаются синонимами, и все они используются в разных регионах.
Как появились оголовки дымовых труб
Около 200 лет тому назад в России в качестве кровельного материала стали применять листовой металл. Уже в то время крылечки, оконные и дверные обрамления домов оформлялись резной отделкой. Поэтому для стилевой гармонии и архитектурной завершенности народные умельцы в унисон с остальным декором украшали детали кровли ажурными просечками. То ли самый высокий элемент крыши – дымоход – на фоне этого великолепия выглядел убого, то ли у кого-то из мастеров остался лишний кусочек жести и он решил его использовать – сейчас уже трудно сказать наверняка. Но с тех пор металлические оголовки традиционно венчают каминные и печные дымоходные трубы.
Назначение колпаков на трубу
Бесспорно одно: поначалу колпаки служили украшением, декоративным декором. Позже было замечено, что кирпичная кладка трубы, защищенной зонтиком, сохраняется намного дольше, а тяга в очаге усиливается. Поэтому оголовок на трубе дымохода стали использовать не только в декоративных, но и в практических целях.
Основная функция оголовка – защита дымохода от попадания в него осадков. Опасны они по двум причинам:
1. Осевшая на внутренних стенках и намокшая от дождя сажа становится химически активным веществом – кислотой. Она разъедает материал, из которого изготовлен дымоход, – кирпич, асбест, металл.
2. Если печь не топится в течение нескольких часов, то попавшая в трубу влага на морозе замерзает, а после растопки оттаивает. Эти циклы особенно опасны для кирпичной кладки: уже через несколько лет дымоход начинает разрушаться.
Кроме этого, оголовок трубы защищает ее от задуваний ветра и способствует правильному распределению воздушного потока. Поэтому: 1. Прочищать дымоход с колпаком приходится гораздо реже, так как в нем оседает меньше сажи. 2. Улучшенная тяга способствует полному сгоранию топлива и увеличению его теплоотдачи.
Конструкция оголовка дымохода
Когда миром правили пышные архитектурные стили, колпаки тоже им соответствовали. Их изготавливали в виде башенок, шпилей, сводов или куполов, на верхушках которых часто устанавливали особое украшение –флюгер. В наши дни стилевые направления в той или иной степени подвержены влиянию минимализма, поэтому современный оголовок дымовой трубы приобрел более строгие, простые очертания. Стандартный дымник имеет классическую форму: • двускатную; • четырехскатную. Для дома в этническом стиле можно заказать или купить оголовок более сложной конструкции – двухярусный, но, в основном, используются одноярусные. В любом случае основанием для оголовка служит специальная рамка, при монтаже плотно охватывающая посадочное место на трубе. Другие элементы конструкции: двускатный или четырехскатный зонтик, под которым устанавливается горизонтальный металлический экран, придающий конструкции дополнительную жесткость, отсекающий выбросы и защищающий сам зонтик от прогорания.
Из чего изготавливаются оголовки на дымоход
Для изготовления дымников используется сталь:
• нержавеющая;
• оцинкованная;
• покрытая цветным термостойким порошковым полимером (полиэстером; пуралом; пластизолем).
На заказ может быть изготовлен медный оголовок, цена которого рассчитывается индивидуально. Для этого достаточно предоставить изготовителю чертеж или эскиз с указанием точных размеров дымохода.